Голландский шаг VS PIO

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан
Re: Падение в роторе

Post by chuffed88 » 13 Oct 2015 08:11

На мой взгляд я более чем сильно потеряла высоту. Я почти по прямой долетела до посадки, обычно я даже на Таргете с той высоты пролетаю расстояние раза в 3 больше.
Да мне не так уж хочетчя чтобы это был именно ГШ, просто хочу разобраться как же оно выглядит и в чем различие. Ясное дело, что я управляла ужасно.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Падение в роторе

Post by faiwer » 13 Oct 2015 08:21

Из пустого в порожнее. Честно говоря, не вижу принципиальной разницы между раскачкой, с которой не можешь справиться (даже если сам её "запустил") и голландским шагом. И в том и в другом случае, без солидного запаса высоты и опыта есть все шансы отбросить коньки. Я как то раз случайно раскачал Discus на большой скорости. Получившуюся раскачку решил попробовать исправить самостоятельно упреждающими открениваниями. Т.е. я легко мог сразу избавиться от неё сразу же просто, избавившись от избытка скорости. Но дело было в январе, термички ноль, а опыт интересный. Так что решил попробовать исправить, не снижая скорости. Ага… Щас… Ничего у меня не получилось. Максимум чего я достиг, так это смог стабилизировать амплитуду колебаний. Весьма это непростое дело, если уж на то пошло. В конечном счёте я сбросил скорость и полетел нормально. Ну когда понял, что кишка тонка.

В данном случае раскачка с эпичными кренами у Жени возникла далеко не на близкой к максимальной скорости. Что-то мне подсказывает, что половина отметившихся здесь пилотов в подобной же ситуации с такой раскачкой бы не справилась. Трындеть не мешки ворочать. Это очень не просто. Я заметил, что большая часть пилотов вообще на скоростях выше 3\4 не летала, что уж тут говорить про всякие нестандартные ситуации. Особенно если это, омг, облёт крыла, чайником… Безумству храбрых поём мы песни. Ну да я не об этом. Я согласен с вами, что сильно рано и всё такое. Но не соглашусь в том, что более опытный пилот из такой ситуации вышел бы сухим, ибо если он к такому аппарату готов, то ситуация плёвая. Мне кажется ситуация из разряда хардкор. Так сильно раскачать дубовый жутко медленный хлыстатый аппарат (не могу точно говорить про этот, но летал на "точно таком же") очень тяжело. Я полагаю, что неправильная сборка определила 70% проблем в этом полёте, ИМХО. Нельзя так по раздолбайски относиться к полётам. Подумаешь там карабинчик какой-то не достаёт, и что с него, можно отцепить. Подумаешь коллега с бухты-барахты советует поставить переднюю центровку... Ведь стоило бы вначале пролететь в стандартном состоянии, а уже потом думать, стоит ли вообще что-нибудь трогать в аппарате… Но нафига, и так облетается. Быстрее будет… Ну что может произойти не так, да?

Я думаю, что возьми Женя в этот день дискас и "настрой" его подобным образом, ситуация была бы ненамного лучше. Помнится, в период раннего учлётства, я пролетнулся 4 раза на Атласе (но с плавающей поперечкой), затянув эту поперечку на 8-10см меньше. Хоть со стороны мои полёты выглядели нормальными, просто немного дёрганными, я за эти 4 полёта перепугался так сильно, что подумывал завязать с обучением. К тому моменту у меня уже была более менее налажена связь вида мозг-аппарат. Но стоило мне взлететь, как я понимал, что привычная мне связь, была на половину разорвана. Аппарат меня почти не слушался. Нет он летел, летел туда куда я хотел, и поворачивал туда куда я хотел. Но делал это крайне паршиво. Со стороны это было незаметно, потому что я уж больно активно с ним воевал, замаскировав эту непослушность. Подошёл опытный пилот, посмотрел на крыло, и со словами "Ахах, да у тебя поперечка не на ту дыру затянута" ушёл дальше попивать чаи. Стило мне поперечку передвинуть, как аппарат снова чудесно залетал.

Т.е. безотносительно опыта пилота и готовности к крылу, летать на аппарате, на котором летать нельзя - НЕЛЬЗЯ.
То что это ещё и облёт, да ещё и на крыле, которое требует на голову больше опыта, чем имеется в наличии, делает эту ситуации совсем уж идиотской. Но, это уже обсосали.

Зачем я это написал? Хз. У меня всё больше складывается впечатление, что некоторые пилоты-дельтапланеристы, меряют всё какой-то хардкорной линейной. Что мы всё больше скатываемся к таким доводам как "настоящий мужик, ой, пилот, должен уметь летать хоть на заборе" и в таком духе.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Падение в роторе

Post by An.Petrovich » 13 Oct 2015 08:27

Олег из Саратова wrote: Не хотите прислушиваться к моему мнению, земля вам пухом
Спасибо за пожелание земли пухом, надеюсь это сильно на перспективу.
Олег из Саратова wrote: Так она с ним и не справилась , до самой посадки.
Олег, Женя не справилась не с голландским шагом, а с аппаратом. И еще с амбициями и с острым (а острое, как известно, вредно для здоровья) желанием слететь на топлес крыле после Таргета с 30-метровой горки в "почти штилевых" условиях.

То, что это НЕ голландский шаг ясно уже потому, что амплитуда колебаний в итоге уменьшилась, даже не смотря на всю неправильность управления. Если бы дельт реально заголландил, то раскачка бы нарастала, и за креном "почти 80 градусов" последовал бы крен "почти" 90°, может даже мы успели бы увидеть >90°, хотя я думаю, что раньше увидели бы "консолью в землю".

Я понимаю, что Жене очень нравится думать, что в раскачке виновата неправильная сборка. Это удобно, и всё "объясняет". И тебе тоже, конечно, интереснее поддерживать версии пилотов, что с их аппаратами что-то не так, и поэтому можно (и видимо нужно) обратиться к Олегу из Саратовв (а не к дилеру) и Олег расскажет, как "вылечить" лайтспорт. Но что в случае Жени, что в случае Сергея - проблема не в аппаратах. И "лечение" здесь необходимо совсем другое. Учиться, учиться, и еще раз учиться, как завещал великий Ленин (земля ему пухом).
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Падение в роторе

Post by Чалдон » 13 Oct 2015 08:39

chuffed88 wrote:Чалдон, да ну вы прям адмирал ясен пень, уж извините))) вы очевидно совсем не понимаете вопроса. И это, я не оправдываю своего сегодняшнего неумения упраалять дельтом. Сегодня все нормально уже) на относительно высоких скоростях с почти прямыми руками лететь получилось. А тогда я и не мгла уметь управлять ну ваще никак))
И я конечно не знаю вашей квалификации, но ведь у меня она тоже нулевая, я летаю первый год.
Вау, но я-то просто подытожил все здесь сказанное! )), моего знания здесь нет. В голландский шаг я никогда не попадал и буду стремиться не попасть!
Если что неправильно понял - поправьте, буду благодарен!))
Слово "сегодняшний " применялось в смысле - " на момент происшествия"
А что летаете первый год и уже на безмачтовом, то Вы, видимо, необычайно талантливы))

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Падение в роторе

Post by faiwer » 13 Oct 2015 08:44

И "лечение" здесь необходимо совсем другое. Учиться, учиться, и еще раз учиться, как завещал великий Ленин (земля ему пухом).
Зачем учиться летать на аппаратах с отпущенной поперечкой? Какой в этом смысл? Можно ещё научиться летать на аппаратах без откосов... Отличный цирковой номер получится.

А если правильно собранный аппарат не требует повышенных навыков управления, то может лучше летать на правильно собранных аппаратах? Откуда такая уверенность в том, что нормальный серийный аппарат способен летать хоть вверх-ногами-задом-наперёд, если пилот вообще достоин на нём летать? Андрей, у вас есть опыт полётов на кривых аппаратах, на аппаратах не собранных или чем-нибудь в таком духе? У меня есть, и не только у меня. Обратная связь с аппаратом в значительно мере теряется. То, что раньше было отличным плюшевым крылом, становится чем совершенно непривычным и страшно неудобным. В такой ситуации немудрено и рога поотшибать о ближайшую скалу. Один пилот у нас, протаскивая крыло к стартовому створу, случайно антипикирующий тросик за лату зацепил. Вимимо об ближайший аппарата. Это вылилось ему в 10 минут страха... Сгрузился до ближайшей посадки по прямой. Можно ли считать такой опыт необходимым? Ему стоит нарисовать звёздочку на парусе? + 10 к маскулинности?

Повторюсь. Нельзя летать на аппаратах, на которых летать нельзя. А все эти сказочные Румеры, летающие чуть-ли не без поперечек вовсе (с бодуна?) это аномалия.
Повторюсь - нужно обязательно проверять аппараты после сборки и перед стартом.
Повторюсь - нельзя переоценивать свои знания и опыт. В том числе и на земле, когда решается вопрос, нужен ли этот карабинчик, если можно летать и без него...
Именно в этом я вижу проблему полёта Жени, и ещё множества пилотов, попавших в подобные такой ситуации. Например, один пилот едва разбежавшись, столкнулся с тем, что у него оторвались от крыла нижние троса. Наверное он был недостаточно маскулинным, чтобы летать без них. Пусть тренируется :crazy:

User avatar
birukobu
Posts:1269
Joined:28 Aug 2011 08:06
Location:Санкт - Петербург

Re: Падение в роторе

Post by birukobu » 13 Oct 2015 08:49

Простите, а можно подробнее про "отпущенную поперечку"?
Это как?
Не могу понять, как на Ламинаре можно полететь с отпущенной поперечкой и куда надо надеть ремень, чтобы не дотянуть её?
Евгения, поделитесь опытом, пжлста!
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220

User avatar
Виктор Мороз
Posts:218
Joined:18 Nov 2008 17:21
Location:Киев
Contact:

Re: Падение в роторе

Post by Виктор Мороз » 13 Oct 2015 08:57

Оспади! Ребятки, да что ж вы по третьему кругу заставляете ездить? :shock:

Здесь, на форуме, есть опытные пилоты... скажем, достаточно опытные, чтобы не только отличить ГШ от ПИО, но и увидеть причины раскачки. И понять: техника виновата или пилот так "рулил". И это было сказано уже дважды, наверное.

Вот отличное видео, где Женин "собрат по опыту", помимо своей воли, показательно раскачивает совершенно покладистый безмачтовый ламинар. Там всё видно, как в замедленной съёмке: как, когда и что он делает неправильно. Как он просто не понимает аппарат. Но! Когда он перестаёт "трепыхаться"... о, чудо! аппарат начинает лететь ровно.
memberlist.php?mode=viewprofile&u=1624

По Жениному случаю. Раз уж тут пытаются пенять на технику.
Меня интересуютответы на вопросы:
1. Куда смотрел клуб, когда зелёный учлёт покупает топ-крыло с намерением быстренько на него пересесть? Купить - не грех. Грех - летать на нём, толком не научившись пилотировать вообще.
2. Куда смотрел клуб, когда учлёт (самовольно?) полез летать/облётывать это крыло?
3. О чём думала Женя, собирая этот аппарат чуть ли не впервые и собираясь слететь без "благословения" более опытных товарищей? Тех, кто осмотрел бы аппарат перед стартом. А ещё лучше - облетал бы непосредственно перед первым полётом Жени.

Ребята, я просто в шоке от вашей анархии и самонадеянности (эта фраза не ко всем относится, естественно).
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Падение в роторе

Post by An.Petrovich » 13 Oct 2015 09:02

faiwer wrote: То что это ещё и облёт ...
Так это был еще и облёт???
Т.е. на этом купленом Женей крыле до полета Жени никто из одноклубных старших товарищей не летал? Или что имеется ввиду под словом облет?
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
lea
Moderator
Posts:1313
Joined:16 Nov 2008 15:06
Location:Москва
Contact:

Re: Падение в роторе

Post by lea » 13 Oct 2015 09:03

faiwer, я не понимаю, зачем ты передёргиваешь так сильно?

An.Petrovich пишет о том, что у Жени и Сергея на видео не голландский шаг. Объясняет почему. Или ты думаешь, что неправильно собранный аппарат всегда и сразу вызывает именно голландский шаг? И ещё An.Petrovich пишет, что им надо учиться и ещё раз учиться. Кому-то надо учиться собирать аппарат правильно, кому-то летать на большой скорости, кому-то не прыгать через две ступеньки. Зачем передергивать и писать
faiwer wrote:Зачем учиться летать на аппаратах с отпущенной поперечкой? Какой в этом смысл? Можно ещё научиться летать на аппаратах без откосов... Отличный цирковой номер получится... Например, один пилот едва разбежавшись, столкнулся с тем, что у него оторвались от крыла нижние троса. Наверное он был недостаточно маскулинным, чтобы летать без них. Пусть тренируется :crazy:
Зачем столько негатива?

ПС Про негатив Олега из Саратова я вообще молчу.
Блог: zhenya.blog ~ Мойес-саппорт: moyes-russia.com

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Падение в роторе

Post by faiwer » 13 Oct 2015 09:06

Какая то повальная маскулинность среди пилотской братии. Сколько на этом форуме раз звучало что-то вроде:
Если ты не умеешь хорошо садиться на этом аппарате, то тебе нельзя летать на нём
Да да. Собралосьу нас 62 пилота. Из них больше 40 садятся от "препогано" до "ну не очень". Вот даже весёлые посадки выложили. Всех срочно и поголовно пересаживать на Кондоры. Потому что пересаживание на Target не помогает. Видел я. Пилот садится и на таргете с пробежной (хотя да, уже не носом). Срочно всех на УТ. Правда, почему-то никто не торопится пересаживаться.
На учебные аппараты нельзя вешать рации, ведь тогда пилот не будет думать своей головой
Ой, а почему это наш чайник влетел в дерево. Ведь мы ему так громко кричали, кричали. Ведь мы ему до старта всё объяснили. Ай-ай-ай. Какой плохой учлёт.
На учебные аппараты нельзя ставить колёса, ведь тогда учлёт не научится нормально садиться. он будет всегда надеятся на колёса
Третий (или 4-ый?) перелом за год? Ой да фигня. Останутся только самые крепкие. Даёшь в дельтапланеризм только самых крепких, умных и способных. Даёшь только элиту нации.
В хвост дует? А пущай бежит!
Подумаешь разложит аппарат и себя. Будет уроком остальным.
Лысое крыло после учебного? Да ладно... справится. Он же хлысатый!
Без комментариев.

В этом году я столкнулся с ещё одной маскулинной странностью. Профилированные стойки аэрофоил оказывается бабский вариант. Ибо настоящие МУЖУКИ летают на финдервальдерах (или как они там называются).

Ну и т.д..

Ребята, что с вами?
Куда смотрел клуб, когда зелёный учлёт покупает топ-крыло с намерением быстренько на него пересесть? Купить - не грех. Грех - летать на нём, толком не научившись пилотировать вообще.
С одобрения и рекомендации клуба. :crazy: Справедливости ради отмечу, что немалая часть пилотов была против. Но это был уже второй такой учлёт.
Куда смотрел клуб, когда учлёт (самовольно?) полез летать/облётывать это крыло?
Облёт произошёл не самовольно, а под присмотром, как минимум, Стаса Таранова.
О чём думала Женя, собирая этот аппарат чуть ли не впервые и собираясь слететь без "благословения" более опытных товарищей? Тех, кто осмотрел бы аппарат перед стартом. А ещё лучше - облетал бы непосредственно перед первым полётом Жени.
Насколько я понимаю, аппарат был осмотрен старшими товарищами. Просто не все старшие товарищи конструируют дельтапланы.

А о чём думала Женя, это главный вопрос после вопроса о "Жизни, вселенной и вообще". Видимо ответ тоже 42. Из недавних вопросов Жени: "Почему нельзя облётывать новый аппарат на лебёдке (без опыта лебёдки)? Но ведь в Москве учлётов учат на лебёдке и ничего!". Насколько я понимаю, Лене не удалось объяснить Жене, что лебёдка это объект повышенной опасности.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Падение в роторе

Post by faiwer » 13 Oct 2015 09:11

faiwer, я не понимаю, зачем ты передёргиваешь так сильно?

An.Petrovich пишет о том, что у Жени и Сергея на видео не голландский шаг. Объясняет почему. Или ты думаешь, что неправильно собранный аппарат всегда и сразу вызывает именно голландский шаг? И ещё An.Petrovich пишет, что им надо учиться и ещё раз учиться. Кому-то надо учиться собирать аппарат правильно, кому-то летать на большой скорости, кому-то не прыгать через две ступеньки. Зачем передергивать и писать
Затем, что с моей точки зрения от двух реальных ошибок:
1. Полёты на несобранном аппарате
2. Полёты на аппарате, на котором летать рано

Мы приходим к какому то аномальному выводу, что на любой технике летать можно, если ты МУЖЫГ! Пилот всегда не прав и т.д.. Причём походу не прав в полёте, а то что до, это не критично. Какая то подмена понятий.
Ну нельзя летать на аппаратах с отпущенной поперечкой. Тут даже вопрос о том, голландский шаг это или нет не имеет никакого смысла. Если аппарат не собран - летать НЕЛЬЗЯ. Но уже 5 (если не 10) страниц подряд мусолится тема, что настоящий пилот может всё что угодно.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Падение в роторе

Post by faiwer » 13 Oct 2015 09:12

Так это был еще и облёт???
Т.е. на этом купленом Женей крыле до полета Жени никто из одноклубных старших товарищей не летал? Или что имеется ввиду под словом облет?
Облёт Женей. Т.е. первый полёт именно Жени. А до этого на нём сделал 2 полёта Стас. И, насколько я понял, между полётом Стаса и Жени внесли соответствующие коррективы в конструкцию дельтаплана. Если что-то путаю, то думаю Женя поправит.

UPD.
Или ты думаешь, что неправильно собранный аппарат всегда и сразу вызывает именно голландский шаг?
Терминология вторична. Первично то, что не на неправильно собранном аппарате нельзя летать. Он уже не будет соответствовать заявленным нормам. Его устойчивость будет уже не та. Его управляемость можно сильно просесть. И даже если аппарат всё ещё останется в пределах, когда им теоретически управлять можно, это, будет уже не полёт, а чёрт знает что. Где вся задача будет сводится к тому, как бы побезопаснее приземлиться, не переломав себя, и, по возможности, крыло. Тут уже вторичным будет являться готовность к крылу, навыки в области аэробатики и астрологии, терминологические дискуссии. А первичным будут два вопроса: "Нафига так делать" и "Как выжить если всё таки это случилось".

ИМХО

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Падение в роторе

Post by An.Petrovich » 13 Oct 2015 09:39

faiwer wrote:
Так это был еще и облёт???
Т.е. на этом купленом Женей крыле до полета Жени никто из одноклубных старших товарищей не летал? Или что имеется ввиду под словом облет?
Облёт Женей. Т.е. первый полёт именно Жени. А до этого на нём сделал 2 полёта Стас. И, насколько я понял, между полётом Стаса и Жени внесли соответствующие коррективы в конструкцию дельтаплана. Если что-то путаю, то думаю Женя поправит.
Спасибо за ответ.
Облетом обычно называют полет с целью убедиться, что с аппаратом все в порядке, или если нет - понять, какие коррективы внести в настройки.
А первый полет пилота на другом аппарате - это не облет. Это переучивание. Если, конечно, в аппарат не "внесли соответствующие коррективы" после предыдущего облета, не облетав их.

Насчет "мускулиности" ты неправильно понял. С тем, что аппарат необходимо собирать правильно - я абсолютно и безоговорочно согласен. И то, что неправильная сборка серъезнейшая ошибка со стороны Жени - это все тут признают. Простр по ролику отчетливо видно, что причина раскачки в первую очередь в неадекватном управлении, и что это совсем не ГШ. И ЭТО главная причина ЭТОЙ конкретно раскачки. А главная причина того, что вообще случилось - бардак. Обычный бардак при организации летной подготовки. И неправильная сборка - одно из его следствий.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: Падение в роторе

Post by faiwer » 13 Oct 2015 09:48

Простр по ролику отчетливо видно, что причина раскачки в первую очередь в неадекватном управлении, и что это совсем не ГШ. И ЭТО главная причина ЭТОЙ конкретно раскачки
Ну дык я практически уверен, что этот же аппарат, будучи правильно собранным, гораздо сложнее так раскачать. И никакой раскачки не было бы вовсе, будь аппарат собран нормально. И не потребовалось бы недостающих навыков для исправления подобной раскачки. Т.е. вот она первопричина. Последующие полёты Жени это демонстрируют. У неё не появился, с бухты барахты, какой-то значимый опыт, который бы позволил такие раскачки избегать и исправлять. Пропали сами раскачки.

А голландский шаг или нет - это больше вопрос терминологии. Тут и без ГШ был "near-death experience".

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Падение в роторе

Post by Чалдон » 13 Oct 2015 09:50

Полет Жени разобрали до аж до клуба! )
Но вот никто из топов СВОЮ ошибку здесь не выложил, своих уроков не опубликовал....
Прав был Олег из Саратова??))

Post Reply