faiwer wrote:В общем я запутался. Кто прав, кто нет. Есть экран или его нет. Сильный он или слабый.
Если примитивно и на пальцах, то:
1) экран есть. Достаточное заметное влияние экранного эффекта начинается с относительной высоты h=2В, где В - хорда крыла
(в случае, если крыло прямоугольное в плане, если иное - то САХ /средняя аэродинамическая/). Высота h отсчитывается от
задней кромки крыла. С уменьшением скорости h тоже уменьшается. Поскольку дельтапланы летают на больших углах
атаки, особенно вблизи земли, когда пилоты приотдают ручку, сбрасывая скорость, то h всегда меньше сдвоенной хорды.
Более всего это заметно, когда пилот до упора остаётся в горизонте, (тогда от h вычитается длина тулова и ног ниже трапеции
),
т.е. чем меньше h, тем сильнее влияние экрана.
2) если отбросить всю сложную научную терминологию и не поминать к ночи вихри, скос потока в разных местах крыла и его влияние
на Сх, уменьшение скоростей потока вблизи крыла где надо и где не надо, а главное - фокусы по
хаш и
альфа , то экранный
эффект - это
возникновение воздушной подушки под крылом и увеличение т.о. суммарной подъёмной силы крыла. Особенно это
заметно у аппаратов 3-4 поколений - Сл.-УТ, атласоидов. Но и у более поздних типов это заметно, т.к. у них меньше высота трапеции, а соответственно меньше h.
3) треугольное в плане крыло имеет свойство самоустойчивости как по
крену (при уменьшении h концевых частей крыла (опущенных)
на них увеличивается подъёмная сила, что препятствует увеличению крена, на поднятых - наоборот, в итоге - крыло стремится убрать
крен), так и по
тангажу - при уменьшении угла атаки поднимается задняя кромка, т.е. увеличивается h, уменьшается подъёмная сила,
крыло просаживается, что вновь уменьшает h и, соответственно, увеличивает суммарную подъёмную силу. Крыло подвспухает, и
пока есть скорость, оно сидит на экране как влитое. При увеличении угла атаки происходит срыв, крыло проседает, уменьшая h, подъемная
сила вновь возрастает и заставляет крыло подняться на высоту, где полёт сбалансирован. Более подробно устойчивость по углу атаки
рассматривать не будем, дельтикам и этого хватит.
В общем итоге: экранный эффект увеличивает суммарную подъёмную силу, существенно уменьшает индуктивное сопротивление (эти
подробности опустим) и т.о.
увеличивает аэродинамическое качество крыла. Разумеется только вблизи земли.
Полёт на экране - очень хороший метод обучения на первых порах: учлетами хорошо отрабатывается разбег, т.к. на пологом склоне это
легче (правда тащить на старт далеко
), крыло идет устойчиво, управления требует только на посадке, т.о. учлёты привыкают к
полету как таковому, пусть и упрощенному. Полетали 3-4 занятия на экране - можно туда, где повыше и покруче. Или на лебедку.
chuffed88 wrote:Чтобы это проверить нужно сделать все то же далеко от земли и сравнить пройденное расстояния с момента сброса скорости с Х до У
Евгения, это совершенно ни к чему. Влияния экрана на дельт выше, чем на высоте более 2,5 САХ, нет. Поверьте на слово и не тратьте время.