Post
by ANT » 16 Dec 2012 15:27
Вообще-то постановка дельтаплана на ложементы стартовой тележки и на ложементы АТОЛа ни чем принципиально не отличается. В обоих случаях стремятся свести к минимуму изгибающий момент на спидбар, потому и делают ложементы подвижными. Обладатели карбоновых спидбаров тщательно следят за правильностью постановки аппарата на ложементы.
Углепластик, или как теперь модно говорить карбон материал весьма жёсткий. Можно говорить, что прочность его выше, чем у дюраля, как скажем, например и порочность титана тоже выше. Но это не корректное и не до конца точное высказывание. Прочность бывает разной!
Углепластик/карбон имеет в разы большую жесткость, чем дюраль, но совершенно не имеет полочки текучести. То есть изделие из углепластика нельзя погнуть, а можно только сломать. Так же верно, что сломается оно при существенно больших нагрузках, чем дюралевое начнёт гнуться. Основным свойством материалов обладающих высочайшими значениями жёсткости является накопление усталостных трещин и хрупкое разрушение. Так нельзя согнуть калёное лезвие ножа, да и тот же камень, который тоже весьма твёрдый.
Нужно хорошо себе усвоить, что материалы высокой жёсткости и почти нулевой пластичности очень боятся концентраторов нагружения и знакопеременных, тем более ударных нагрузок. Не расчётную, не штатную работу элементов конструкции из особо жёстких материалов нужно всеми доступными способами минимизировать.
Если испытывать угольный спидбар, закреплённый за штатные узлы, посадив на его средину человека даже существенно более тяжёлого чем 100 кг, то скорее всего он прекрасно выдержит этот тест.
А вот если подвесить груз того же веса, на петле из тонкой проволоки или троса, то я бы уже не за что не поручился.
В описанном случае произошло элементарное накопление усталости, и хрупкое разрушение. В начале которого, в самом деле, слышится потрескивание, без какой либо деформации, а потом оп-па.
В этом мире нет ничего невозможного, но есть вещи очень хлопотные.