Продольная устойчивость дельтаплана

Дельтапланы, подвески, приборы и другая амуниция

Moderators:SysTry, lea, Andrew

pyankov_v
Posts:273
Joined:18 Jan 2010 11:36
Location:Томск
Contact:
Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by pyankov_v » 24 Jul 2013 22:12

Вспомнилась история, как на одном вполне устойчивом аппарате пилот решил слегка укоротить задние продольные троса. Чуть-чуть. На пару сантиметров (по его словам). В первом же полете эффект "как на игле" был достигнут в полном объеме. А казалось бы - с чего? S только чуть-чуть уменьшилось, а на самом деле получилось, этого чуть вполне хватило, чтоб едва не закувыркаться...
А был случай, что при аналогичной операции таки доводили практически до кувырка (ну, т.е. был бы кувырок, да склон помешал). Такая фигня.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by An.Petrovich » 24 Jul 2013 22:45

Олег из Саратова wrote:в корне осталось 9%, концевые стали примерно 11 - 12%.
Херня какая-то... или магия... :?
(ушёл думать законах божьих и смысле жизни...)
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by Олег из Саратова » 25 Jul 2013 06:29

pyankov_v wrote:Вспомнилась история, как на одном вполне устойчивом аппарате пилот решил слегка укоротить задние продольные троса. Чуть-чуть. На пару сантиметров (по его словам). В первом же полете эффект "как на игле" был достигнут в полном объеме. А казалось бы - с чего? S только чуть-чуть уменьшилось, а на самом деле получилось, этого чуть вполне хватило, чтоб едва не закувыркаться...
А был случай, что при аналогичной операции таки доводили практически до кувырка (ну, т.е. был бы кувырок, да склон помешал). Такая фигня.
А он укоротил нижние троса или верхний? Изменял ли он другие параметры? На каком аппарате это было? Тут надо разбираться в комплексе. А вообще, троса АПУ должны натягиваться только на отрицательных углах атаки ( я так думаю, поправьте , если не так). И если без S-образия профиля аппарат теряет устойчивость, значит надо искать причину в другом.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by faradey » 05 Jul 2015 22:03

Может подскажете? Симптомы такие: аппарат Стажер-14; 1)на старте не ложится на поток, -клюет как по тангажу так и по крену (удержать практически невозможно). В полете: немного просыпавшись сразу набирает скорость а далее как по описанию: ручка не имеет полетного положения (т.е. не стремится в нейтраль, а наоборот). По тангажу ОЧЕНЬ чувствительна, По крену: при небольшом нормально, при увеличении -сильно стремиться в сторону крена. Минимальная полетная скорость около 50км/ч. Посадка соответственно с взмыванием и БАХом. Аппарат был изначально перетянут (подусевший парус). После установки натяжения по парусу в 30кг.(на консолях) на старте начал вести себя более адекватно, но в полете стало еще хуже: на балансирное управление по крену нет совершенно никакой реакции, только на координированое управление с отдачей ручки, что в сочетании с гиперчувствительностью по тангажу просто убийственный союз. При этом остается тенденция к усилению крена. Аппарат собран правильно: V-образность около нормы. Попробовать увеличить крутку путем отпускания поперечины не удалось по временно техническим причинам. Латы проверялись только на соответствие левых правым. За ваши предположения буду благодарен.
P.S. Такой-же аппарат в г.Одесса летает просто прекрасно!!!

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by Олег из Саратова » 06 Jul 2015 19:41

faradey wrote:Может подскажете? Симптомы такие: аппарат Стажер-14; 1)на старте не ложится на поток...
Фото и видео, пжлста. А то по описанию не всё понятно.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by faradey » 07 Jul 2015 23:54

Фото и видео нет. Самому интересно посмотреть со стороны. К сожалению обстоятельства не позволяют.
Attachments
стажер узел 006.jpg

pyankov_v
Posts:273
Joined:18 Jan 2010 11:36
Location:Томск
Contact:

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by pyankov_v » 08 Jul 2015 08:10

Такое ощущение, что перетянут по поперечине. Крутку бы глянуть сзади.
Ну и заодно проверить профиля и все остальное.
Рогалл, кстати, не лавсановый, часом? Такое ощущение, что аппарат как бы не 80х годов (или начала 90х)

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by faradey » 08 Jul 2015 12:08

Год постройки неизвестен, как и история. Из истории известно только: последний хозяин разбился на нем на Клемухе (не насмерть), что и неудивительно (причины описаны выше). Парус -пропитанный лавсан (г-но..). По поперечине мое мнение такое же. Просто в день облета планку удлинения троса натяжения поперечины не удалось поставить. Но возможны и другие причины как и способы решения. Поэтому написал в этой ветке. Еще предположения принимаются как и др. любая информация по Стажеру.
Если кто обратил внимание -антипикирующие троса подвязаны на крайние латы. Какие мнения по этому поводу?
Более всего смущает гиперчувствительность по тангажу: в полете так и не смог добиться нормальной полетной скорости (или срывается, или набирает скорость). Могут ли работать в этом случае антипики при недостаточной крутке? (предположение).

ПЕЛИКАН
Posts:96
Joined:12 Jan 2013 00:54

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by ПЕЛИКАН » 08 Jul 2015 14:31

faradey wrote:Год постройки неизвестен, как и история. Из истории известно только: последний хозяин разбился на нем на Клемухе (не насмерть), что и неудивительно (причины описаны выше). Парус -пропитанный лавсан (г-но..). По поперечине мое мнение такое же. Просто в день облета планку удлинения троса натяжения поперечины не удалось поставить. Но возможны и другие причины как и способы решения. Поэтому написал в этой ветке. Еще предположения принимаются как и др. любая информация по Стажеру.
Если кто обратил внимание -антипикирующие троса подвязаны на крайние латы. Какие мнения по этому поводу?
Более всего смущает гиперчувствительность по тангажу: в полете так и не смог добиться нормальной полетной скорости (или срывается, или набирает скорость). Могут ли работать в этом случае антипики при недостаточной крутке? (предположение).
Вадим. антипики в нормальном полете не должны мешать как я тебе говорил. Как их настраивать тоже. Чтобы вообще исключить вопрос о антипиках в твоем случае- возьми просто тросики отсоедини и пролетись с горочки. Кроме сего какие латы они должны поддерживать конкретно спроси у Вована.(точно не на крайних, даже на фотке "продается Стажор"в разделе "Купи..." видно)Так как на твем фото я еще не видел такого!.Если по каркасу понятное дело все нормально имею ввиду - не перетянуты ли троса (не изгибают килевую), нормальное "V", натяжение (правильных) лат, по консолям, поперечка, одинаковые трубы, антипики, то "собака" сидит в парусе скорее. и как говорил из истории (.......)аппарата неизвестно кто шил парус, по каким чертежам и каими руками
Пардон, что повторяюсь, может кто что-то скажет свое :?

urry_buh
Posts:326
Joined:18 Nov 2008 13:42

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by urry_buh » 08 Jul 2015 14:58

Совсем Антиверёвки ликвидировать нельзя. Перевернуть на мачту и хотя-бы немного нагрузить( по ведру песка на парус на каждую консоль ). В таком состоянии подвязать центр, и латы до 4-й включительно. Если на корневых нет гибких хвостиков, то отогнуть заднюю часть латы от линии пришива кармана миллиметров на 30 вверх. И то ,если антипалок нет, стрёмно получится, особенно на старте. НИКАКИХ ПОЛЁТОВ на парение и в турбулентность и выше "высоты сворачивания шеи"!
По натяжению поперечины: консоль должна только-только лечь в парус по передней кромке. Это будет первая итерация. Если это, конечно, настоящий "Стажёр".
Позвоните Чуфарову, телефон в личку скину. Я не помню точно такого опыта на Стажёрах. Арочный торс снизу- да,а концевых антиверёвок.... смутно, на уровне ощущений...

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by faradey » 08 Jul 2015 15:11

Я учел Ваши замечания, СПАСИБО!!! Очень благодарен!!! Единственное не получилось отпустить поперечину (но это пока). Просто здесь тема интересная, особенно когда человек изменил аэродинамическую крутку и ему это помогло (в теме выше). Я пока этого делать не собираюсь (сначала отпущу поперечину). У нас разные случаи (там вытянутый парус как я понял, а у меня севший), а вот аппараты ведут себя схоже. Уверен, что понимание процессов в аэродинамике (что на что влияет) не помешает нашему сообществу. Учится никогда не поздно и лишним не будет. Мне даже кажется, что современные топовые дельты как раз и отличаются отношением геометрической крутки к аэродинамической. У Володи Стажер летает как бы не получше Дискусов. Кстати по факту, с перетянутым парусом мой пролетел с аэродинамическим качеством как у Комбата (вернее просвистел). Старт 30м. и пролет более 300м. против ветра. Понятно, что это пока не дельтаплан, но доведем! (лишь бы война закончилась!).

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by Олег из Саратова » 08 Jul 2015 17:28

Чёта он не очень похож на Стажёр. У Стажёра размах 11 метров, а у этого скока?
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

faradey
Posts:70
Joined:23 May 2013 11:18
Location:Горловка ДНР

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by faradey » 08 Jul 2015 21:46

возьми просто тросики отсоедини и пролетись с горочки.
Вы же знаете, что для меня это не так просто. Иначе дельт давно бы залетал. В хорошие времена, а тем более летом,... я даже о существовании форума не догадывался...

potapovich62
Posts:714
Joined:07 Dec 2009 08:40

Re: Продольная устойчивость дельтаплана

Post by potapovich62 » 09 Jul 2015 06:22

Самому на Стажере летать не доводилось.Помню лишь что в "Нулевом"состоянии он очень затянут и очень чувствителен сам по себе.При этом дубовый в управлении.Видимо связано с пропиткой(В те времена-Эпоксидка с пластификатором или смола ТФ-6 с пластификатором).Можно посоветовать вывесить аппарат в перевернутом состоянии и нагрузить парус каким-нибудь грузом(мешочки с песком),чтобы он вытянулся чутка и встал в нормальное состояние.Стоит невытянувшийся парус облетывать со слегка отпушеным состоянием и поперечиной.Еще был опыт облетывания дельта Дедал с пропитанным парусом,пролежавшим на нагретых трубах в подвале.Парус при этом повело волнами.На первый взгляд он в принципе летать не мог,т.к. волны были поперек тока воздуха.Но ка ни странно дельт летел и даже попарил на нем с полчаса.Помню что летный диапазон углов атаки был очень узкий,поворачивал дубовато и ход ручки по тангажу был очень узкий.При выходе за его пределы крыло теряло подъемную силу.Посоветовал хозяину намочить крыло и вывесить с нагруженным парусом,но он не стал заморачиваться и крыл где-то затерялся.Еще у нас был случай ребята на Стажере не то крайние консоли неправильно поставили(натяжка паруса провернулась),не то с антипике на концах чего напутали в г.Прокопьевске -кончилось плохо.Узнай у москвичей как ставить.

Post Reply