Post
by SysTry » 29 Sep 2016 20:51
Моя история. Было падение с руками на спидбаре. Прихлопнуло так что не успел убрать. Случилось в доли секунды. Цепляю спидбаром землю. Перед самой землёй успел расслабить кисти, потому, наверное их не сломало. Пролёт в перёд. Падение получилось на пузо плашмя. Голову повернул налево, видимо, инстинктивно, т.к. помню только момент перед касанием земли, а потом уже лежу на пузе и смотрю налево. "Борода" интеграла с одной стороны треснула в своём основании почти отломившись, на самом шлеме остался след от сильного удара, видимо, о килевую. Ушибы пуза, кистей рук, грудной клетки, боль в спине. По приезду травмпункт, рентген - обошлось. Потом три месяца реабилитации без поднятия тяжестей, окончательно прошло месяцев через 9.
Повезло, конечно.
Как в этой ситуации сработал интеграл - сложно сказать. Может он и послужил причиной сильного ушиба позвоночника, а может он своим разрушением спас голову от направленного в неё удара. Я ещё тогда думал, как же так? Вот же практический опыт, который должен однозначно показать, что лучше интеграл или открытый шлем, однако, не показал. Мда...
Ремарка: в такой ситуации не то что руки куда-то деть или самостраховку сделать, хоть что-то сложно успеть, настолько быстро всё происходит, т.е. бывает по всякому.
В своей практике был случай посадки на Аскарово в роторе, когда интеграл спас лицо от удара о камни. Голову отвернуть не успел, но там не было прокачки вперёд. Кстати, я обратил внимание, что в этом случае низ головы прокачивается вперёд в шлеме, т.к. верхняя часть головы зафиксирована шлемом в висках и голова запрокидывается. Крайне неприятное и болезненное ощущение (видимо, в предыдущих комментариях именно этот момент и имелся ввиду). Удар нижней челюстью пришёлся в бороду интеграла, что тоже добавило ощущений. Этот случай заставил меня задуматься, что же лучше: хлёсткий удар лицом о землю или такой же удар, но в интеграле. Однозначного ответа у меня нет (из-за эффекта "запрокидывания" головы).
Были посадки, когда интеграл цеплялся за поверхность и голову заворачивало вниз. К счастью, всё это было довольно мягко, но раздумывая над этим, всё равно передёргивает.
Опираясь на этот опыт (для моментов, когда самостраховка на стойку просрана), я склоняюсь к тому, чтобы всё же отворачивать голову/"интегральную бороду" в сторону, чтобы не зацепить ей землю впрямую. Сразу дополню, не просто отворачивать голову, а выполнять ещё и закручивающее движение плечами, т.е. как бы уходя в закрут для кувырка. Надеюсь, что я понятно описал движение. Несколько раз этот приём сильно помог.
Мои итоговые соображения относительно "холивара" таковы.
При безопасных полётах дело вкуса.
При критических ситуациях дело случая.
P.S.: Думаю, что если мы заведём тему, в которой пилоты, у которых случились ЛП, которое в свою очередь однозначно показывает преимущество или недостатки интеграла или открытого шлема в конкретной ситуации, то с годами мы наберём эту печальную статистику.
P.P.S.: Главное в такой ветке удалять все сообщения не относящиеся к статистическим.