Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Раздел для выкладывания ссылок на фотоальбомы и видеоролики. А также для их последующего обсуждения

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Сергей Бухтояров
Posts:168
Joined:26 Sep 2017 10:25
Location:Беларусь
Contact:
Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Сергей Бухтояров » 02 Jan 2018 20:53

Наверное самая стандартная беда инструкторов в том , что они пытаются донести информацию и при этом думают, что кивка головы учлёта достаточно. :D Вторая беда --- шаблонный подход обучения для всех даже в элементарных вещах. Хотя некоторым достаточно просто рассказать где и что делать. Другому надо пояснять в каком именно месте и что он в этот момент будет видеть, Третьему надо обязательно добавлять про усилия на ручке и про ощущения. А четвёртому, показать конкретное место выполнения чего-либо. ;)

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by chuffed88 » 02 Jan 2018 21:02

Сергей Бухтояров wrote:Наверное самая стандартная беда инструкторов в том , что они пытаются донести информацию и при этом думают, что кивка головы учлёта достаточно. :D
У нас забавный случай в этом году был. Учлет плохо говорил по-русски. Задирал угол. При крике инструктора "не задирай" этого не делал. При этом ему каждый раз объясняли, спрашивали понял ли. Говорил,что да. А в один прекрасный момент спросил: а что такое "не задирай"?))) Стеснялся видимо)))

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by 423 » 02 Jan 2018 21:23

По колесам:
Абсолютно не согласен!
Странно, вы что, не смотрите YOU TUBE?, хотя бы наберите "hang gliding lessons" и увидите массу примеров с колесами на учебных аппаратах. При чем здесь количество учлетов?
Колеса нужны на том этапе обучения, когда они могут пригодиться, я их просто еще дальше не снимаю с Таргета п/ч на них можно аппарат просто катить к старту.
Колеса являются действенным средством пассивной безопасности (кроме, когда есть снег) и уберегут руки учлетов при их ошибках при разбеге и взлете.
Пример есть в том же фильме "Под одним крылом".

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by 423 » 02 Jan 2018 21:30

Олег, спасибо за ссылку на твою страничку, забил себе в избранное.
Еще бы получить от Александра Павлова. Буду смотреть как и что у коллег.
Обсуждение же лучше все-таки вести в соответствующей ветке.

User avatar
Urry
Posts:1102
Joined:27 Aug 2014 09:32
Location:Владивосток

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Urry » 03 Jan 2018 04:32

Елизарьев wrote:по поводу колес.1) колеса зло если инструктор имеет опыт обучения и понимает что и для чего он делает так или иначе. 2)Колеса совсем не зло если есть масса учеников и неопытные инструктора действующие по шаблонным учебным заготовкам. Во втором случае число покалеченных учеников на первоначальном этапе минимальное. Травмы появятся позже и более серьезные. Но оправдывает то, что не все доходят до более сложных упражнений чем пробежки и подлеты. То есть, если к вам приходят в набор 20 человек и один инструктор, то колеса актуальны, потому что вероятнее всего инструктор поставит задачу перед учениками бегать до потери пульса. Но если вы инструктор и к вам пришел 1-2 человека и слезно просят вас обучить и у них огромное желание, то практичней будет без колес учить. так как на третье занятие они уже не нужны. ну и опыта с самостраховкой будет больше.
Я не пишу, как учить—я этого не знаю. Я пишу вообще о том, почему не все учлёты добиваются цели летать на дельтаплане. Потому что не каждый готов преодолеть страх падения. Я читал где-то на форумах, как европейские пилоты выполняют посадку «на пузо», и летают постоянно с колёсиками. Видел в деле это и у нас, когда впервые пришёл посмотреть на дельт в Приморье. Один дядя в годах так и приземлял в траву лёжа. И сам момент срыва довольно сложный, поэтому даже здесь читаю, что половина чемпионов не умеют делать посадки. Люди все разные, некоторые и простой велосипед считают очень травмоопасным. И когда человек бежит, задрав аппарат, и аппарат в этот момент начинает управлять человеком, кренясь и поворачивая по ветру, человеку становится не по себе. У всех это было. Мне тоже говорили, что пытался взлететь на предсрывных режимах, вот пока я этот момент не понял досконально, в каком положении ручку держать, до тех пор не знал, что с дельтом делать... а задирать начинаешь инстинктивно, чтобы уже летел, и скорость была не страшной. Лучше начинать с 18—19квм, тогда больше учлётов дойдут до конца обучения.

User avatar
Олег из Саратова
Posts:1905
Joined:07 Mar 2011 17:31
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Олег из Саратова » 03 Jan 2018 07:03

Urry wrote: ... когда человек бежит, задрав аппарат, и аппарат в этот момент начинает управлять человеком, кренясь и поворачивая по ветру, человеку становится не по себе. У всех это было. Мне тоже говорили, что пытался взлететь на предсрывных режимах, вот пока я этот момент не понял досконально, в каком положении ручку держать, до тех пор не знал, что с дельтом делать... а задирать начинаешь инстинктивно, чтобы уже летел, и скорость была не страшной. Лучше начинать с 18—19квм, тогда больше учлётов дойдут до конца обучения.
Площадь не показатель. Нужно обращать внимание на величину минимальной скорости. Чем меньше тем безопаснее. А у дельтов с большой площадью мала не только скорость срыва, но и маленькая нагрузка на крыло, что делает крыло игрушкой ветра. И ученику труднее с ним справиться. Ученику надо внушить, что это он должен управлять крылом , а не наоборот. А это возможно только на определённых углах атаки, и он должен сам найти этот угол и запомнить его.
Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.

User avatar
Сергей Бухтояров
Posts:168
Joined:26 Sep 2017 10:25
Location:Беларусь
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Сергей Бухтояров » 03 Jan 2018 08:53

Олег из Саратова wrote:Ученику надо внушить, что это он должен управлять крылом , а не наоборот. А это возможно только на определённых углах атаки, и он должен сам найти этот угол и запомнить его.
Да, я тоже постоянно о этом говорю учлётам. Но, нужно понимать что это придёт не сразу и не только по вине боязни, но и от банальной нехватки моторики, опыта и понимания что будет происходить и как.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Чалдон » 03 Jan 2018 10:59

по колесам на спидбаре можно сказать, что с ними легче ... инструктору.
Большое искушение их применять. При неудачной пробежке, при неудачной посадке на УЧЕБНОМ склоне они выручают. Смягчают удар. Но посадочная площадка в дальнейшем будет отнюдь не учебная. И в камни придется садиться и в борозды и в огороды..тут колеса не выручат, а тело сработает автоматически, с расчетом на помощь колес.
Помощь колес небольшая. А вот вред...?
Дельт с колесами трудно зафиксировать на земле в сильный ветер. При случайном боковом порыве, можно наступить ногой на голый спидбар, прижать его всей массой тела, не думая об угле атаки (парус Малибу сам займет оптимальное положение и даже довернется). С колесами спидбар может проскользнуть, да и угол атаки придется контролировать - в сильный ветер есть шанс получить циркуль. На горе, на старте! Ладно, на старте могут подстраховать выпускающие. А если садишься на гору в сильный ветер? В этом случае до ровной площадки не всегда доберешься. Садишься на более менее подходящее. И тут тоже желательно быстро прижать спидбар к земле, облегчить себе жизнь).
Ученики в сильный ветер летать не будут. Но когда-то начнут..))

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by 423 » 03 Jan 2018 11:34

Ну уж раз тут пошла "пляска", в том числе и о площади, тоже "попляшу", хотя я уже,наверное, делал это не раз.
Почему учлеты парапетов взлетают в первый день занятий,а у нас нет. Да по двум причинам:
взлетная скорость учебного параплана меньше, а угол атаки крыла ему вообще не нужно держать, он устанавливается сам, заданный длиной строп параплана. Попробуйте сами это проделать на параплане, я даже немного полетал на нем в свое время.
Т.е. если мы обеспечим для нашего перворазника что-то подобное на дельтаплане, то тоже сможем проделать такой "фокус"
Для обеспечения малой взлетной скорости есть два способа:
- большая площадь крыла,
- большой угол атаки (но меньше угла срыва)
Вот это и реализуется на учебных дельтапланах, используемых в современном обучении. Т.е. для первых нескольких занятий используется дельтаплан или большой площади или способный лететь без срыва на большом угле атаки, обеспечивающем необходимую подъемную силу при малой полетной скорости.
Вот здесь это показано:
https://www.youtube.com/watch?v=RLGg7U1I0qA
Большой дельтаплан - это Кондор двух размеров 25 кв.м. и 31 кв.м.
Т.е. два вида учебных дельтапланов: большой площади типа Кондор и рогалл обычной площади.
Эти аппараты взлетают на малой скорости и летят медленно.
Теперь второй аспект.
Обеспечение автоматического управления по тангажу (как у параплана) обеспечивается установкой при буксировочном старте специальной буксировочной уздечки "V-bridg" ил так называемая аэробуксировочная уздечка. Ее еще используют при буксировке тандема. В нашем (учебном) случае она крепится одним концом к пилоту (вернее двумя), а вторым к дельтаплану в районе центрального узла. Эта уздечка обеспечивает постоянный заданный угол атаки и учлет вообще может не управлять тангажом аппарата, за него все это сделает оператор-инструктор. Т.е. даст больше тяги - пошел вверх, уменьшил тягу - вниз. Конечно, учлет тоже может "шуровать" ручкой, но поначалу лучше не надо. :)
Учлет должен рулить только кренами, выдерживая направление. Т.е. работать только а одном канале - поперечном. Вот вам и дельтаплан- параплан. У меня учлет в первый день занятий имеет возможность уже выполнить подлет на расстояние до 20-30м на высоте 1-2 м. На втором занятии летят все, кто еще придет.
Программа обучения на таком аппарате заканчивается через 3-6 занятий (в зависимости от успехов учлета) и он уже умеет к тому времени лететь, выдерживая направление, делая небольшие отвороты, производить разбег и взлет, выполнять посадку после отцепа ручным замком. На каждом занятии выполняется 10-15 попыток. После сдачи зачетных упражнений учлет переходит на Атласоид (у нас в школе - это Таргет16) и дальнейшую программу проходит на этом учебно-тренировочном дельтаплане. Мы в клубе просто воспользовались зарубежным опытом и не прогадали.
См. http://fly4fun.ru/logbook/2012-03-22/bl ... d.html#cut
При обучении с горки плюсы Кондора и рогалла (малая скорость полета и большая устойчивость) сохраняются, но по тангажу инструктор уже не поправит. Тем не менее малая скорость взлета обеспечивает большую безопасность и дает больше времени учлету на исправление ошибок.
Рогалеты больше используются в Европе, Кондоры - в Америке.
Давайте все-таки стремиться использовать современные методики обучения, в не устаревшие. Посмотрев некоторые видео наших "школ выживания учлета", я и написал эти строки.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Чалдон » 03 Jan 2018 11:53

а смысл оторвать на первом занятии?)) чтоб как у парапентов?))

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by 423 » 03 Jan 2018 11:55

Чалдон wrote: При неудачной пробежке, при неудачной посадке на УЧЕБНОМ склоне они выручают. Смягчают удар. Но посадочная площадка в дальнейшем будет отнюдь не учебная. И в камни придется садиться и в борозды и в огороды..тут колеса не выручат, а тело сработает автоматически, с расчетом на помощь колес.
Помощь колес небольшая. А вот вред...?
Дельт с колесами трудно зафиксировать на земле в сильный ветер. При случайном боковом порыве, можно наступить ногой на голый спидбар, прижать его всей массой тела, не думая об угле атаки (парус Малибу сам займет оптимальное положение и даже довернется). С колесами спидбар может проскользнуть, да и угол атаки придется контролировать - в сильный ветер есть шанс получить циркуль. На горе, на старте! Ладно, на старте могут подстраховать выпускающие. А если садишься на гору в сильный ветер? В этом случае до ровной площадки не всегда доберешься. Садишься на более менее подходящее. И тут тоже желательно быстро прижать спидбар к земле, облегчить себе жизнь).
Ученики в сильный ветер летать не будут. Но когда-то начнут..))
Если учлет сломает себе руку, что при наличии колес может не случиться, ему уже не придется месяца два заниматься, а вероятно, он вообще теперь будет дома рассказывать страшилки про этих сумасшедших дельтапланеристов и благодарить судьбу, что так легко отделался.
О каком сильном ветре может идти речь на учебных полетах? Мы должны проводить учебные полеты при ровном встречном ветре до 6 м/с , при необходимости уменьшая этот допуск, учитывая достигнутый уровень подготовки учлета. Достиг определенного уровня, начинаем расширять его (учлета) ветровой предел и уровень турбулентности.
Закончил первоначальное обучение, вот и пусть учится дальше, расширяя свои летные возможности под присмотром либо инструктора, либо старших и опытных товарищей из клуба. На переходном дельтаплане в колесах уже нет необходимости, т.к. учлет к окончанию первоначального обучения должен не только взлетать и садиться как положено, но и делать это в определенном месте.

423
Posts:377
Joined:19 Nov 2008 18:56
Location:Жуковский
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by 423 » 03 Jan 2018 12:02

Чалдон wrote:а смысл оторвать на первом занятии?)) чтоб как у парапентов?))
Да просто, чтобы перейти к следующему упражнению. Нет тут ни какой гонки, просто получается так по программе обучения с Кондором. Выполнил упражнение успешно несколько раз - переходи к следующему, зачем человека мурыжить. Кстати, при обучении с лебедки учлет не обливается потом, волоча дельт на горку, а катит его по ровному месту к старту, а при полетах по кругу, вообще возвращается к месту старта, благодаря чему имеет возможность сделать больше попыток, чем с горки, что только к лучшему при обучении.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Чалдон » 03 Jan 2018 12:11

423 wrote:
Чалдон wrote: При неудачной пробежке, при неудачной посадке на УЧЕБНОМ склоне они выручают. Смягчают удар. Но посадочная площадка в дальнейшем будет отнюдь не учебная. И в камни придется садиться и в борозды и в огороды..тут колеса не выручат, а тело сработает автоматически, с расчетом на помощь колес.
.....
Ученики в сильный ветер летать не будут. Но когда-то начнут..))
О каком сильном ветре может идти речь на учебных полетах? Мы должны проводить учебные полеты при ровном встречном ...
Вы невнимательно читаете. Учтите еще такое явление как импри́нтинг, проще говоря, рефлекс. И то, что переучивать сложнее, чем учить с ноля.

Чалдон
Posts:741
Joined:12 Feb 2015 21:40

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Чалдон » 03 Jan 2018 12:17

423 wrote:
Чалдон wrote:а смысл оторвать на первом занятии?)) чтоб как у парапентов?))
Да просто, чтобы перейти к следующему упражнению. Нет тут ни какой гонки, просто получается так по программе обучения с Кондором. Выполнил упражнение успешно несколько раз - .....
а что, уже на первом занятии у Вас любой пилот чувствует аппарат и четко исправляет крена?
У меня был всего один такой! Но сразу затягиваться наотрез отказался, резонно заметив, что еще не знает как и что делать в воздухе.
На мой взгляд, в пробежках можно разучить все основные действия по управлению как в полете по прямой, включая правильную посадку)

User avatar
Сергей Бухтояров
Posts:168
Joined:26 Sep 2017 10:25
Location:Беларусь
Contact:

Re: Фильм "Жизнь под углом" Н.Ковтун

Post by Сергей Бухтояров » 03 Jan 2018 12:31

Чалдон wrote:[Но сразу затягиваться наотрез отказался, резонно заметив, что еще не знает как и что делать в воздухе.
Когда учлёт вменяемей инструктора. :hihi:

Post Reply