Не, так человек может ориентироваться по теням. Я ж предложила более правильный вариант: надо с завязанными глазами. Правда чисто теоретииически супер-пупер мегакрутой пилот таки справится, почувствовав близость земли по тому, что экран проявляется. Николай, ну неужели вы совсем не ощущаете экрана? Зимой, не в термичку.Николай Рысухин wrote:Попробуйте полетать среди бескрайних сугробах в условиях бестеневого освещения. Потом расскажете, как чудесный экранный эффект спас вас от втыкания в сугроб.
Пробовать желательно на Таргете, со встречным ветром и в крепкой каске. И да, запомните, я вам этого не советовал. Это был не я.
Об экранном эффекте замолвите слово
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Ощущает конечно, но никогда не признается. Это тайное знание. Все крутые пилоты это ощущают. Летай больше и когда начнешь ощущать экранный эффект с закрытыми глазами - все, добро пожаловать в неформальный клуб крутых пилотов.chuffed88 wrote:Николай, ну неужели вы совсем не ощущаете экрана? Зимой, не в термичку.
На посадке для этого достаточно на несколько секунд закрывать глаза и расслабляться. Вначале на пару секунд, потом больше. В конце концов сможешь даже сесть с закрытыми глазами - момент выпиха ручки сможешь определить по изменившемуся усилию на ручке.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Во времена, когда на наших областных московских соревнованиях с небольших горок (до 50м) летали на упражнения "Дальность", чистота посадки не судилась и можно было плюхнуться на живот. А улететь надо было как можно дальше по прямой,т.к. замеряли каждый метр и он мог оказаться решающим при подсчете очков. Обычно посадочная дистанция позволяла, п/ч ставили это упражнение так, чтобы на посадке была ровная площадка, обозначенная рядом флажком метров через 10. Так вот, там народ, поднаторевший в выполнении этого упражнения, подлетая в этому ряду флажков метров с 5-10 зажимал ручку, снижался до высоты, с которой еще не страшно зацепить за землю (примерно полметра) от ручки трапеции и "пилил" дальше на экране. Это была обычная тогда для этого тактика. Выигрыш по расстоянию был значительный для результата. Скорость постепенно падала и пилот поддерживал высоту, понемногу отдавая ручку, но удерживая высоту. Если правильно все рассчитать, посадка получалась на живот, иногда весьма мягкая, иногда с утыком носа аппарата, но помню, что стойки не ломали, т.к. на такой маневр обычно шли опытные пилоты, уже умевшие это делать. Добавлю, летали тогда без колес на трапеции.
В те времена и на таком упражнении это еще имело смысл, теперь - не вижу.
В те времена и на таком упражнении это еще имело смысл, теперь - не вижу.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Ну фсё. Теперь буду тренироваться! Буду летать с закрытыми глазами. А еще определять не мешает ли кто на посадке при помощи эхолокации.Caustic wrote:Ощущает конечно, но никогда не признается. Это тайное знание. Все крутые пилоты это ощущают. Летай больше и когда начнешь ощущать экранный эффект с закрытыми глазами - все, добро пожаловать в неформальный клуб крутых пилотов.chuffed88 wrote:Николай, ну неужели вы совсем не ощущаете экрана? Зимой, не в термичку.
На посадке для этого достаточно на несколько секунд закрывать глаза и расслабляться. Вначале на пару секунд, потом больше. В конце концов сможешь даже сесть с закрытыми глазами - момент выпиха ручки сможешь определить по изменившемуся усилию на ручке.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
chuffed88 wrote:Ну фсё. Теперь буду тренироваться! Буду летать с закрытыми глазами. А еще определять не мешает ли кто на посадке при помощи эхолокации.







-
- Posts:722
- Joined:07 Dec 2009 08:40
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Сергей вначале дольно хорошо описал механизм действия экранного эффекта.Посему не вижу чего добавить.Могу лишь сказать что пройденное расстояние прилично увеличивается,а это иногда важно.Например когда летишь зимой над целиной или летом над водой дотягивая до берега.На первых плавающих крыльях дельт разгоняли чтобы увеличить экранный эффект.На нынешнем безмачтовом пока не пробовал.А насчет посадки в конрсклон-по-моему это немного другое.Здесь сказывается скорее эффект воздушной подушки от быстрого сжатия воздуха при заходе в склон.Раньше очень часто так садился.главное что запомнилось-всегда разгонял дельт при заходе в склон.Здесь самое главное-уловить момент отдачи ручки.Отдашь чуть раньше-потеряешь скорость раньше чем приблизишься к земле и эффекта почти не будет.Чуть позже-не успеешь затормозить.Навык очень полезный,т.к часто в ограниченном посадочном пространстве это самый безопасный способ посадки.Нужно лишь найти цель.На Спорте-15 садился в приличный ветер в Ушкунуре под стартом-только немного стойку погнул.Сейчас пока не прилетался к новому дельту.Как прилетаюсь-обязательно буду отрабатывать.Ну с профилированными стойками пожалуй можно лишь со встречным в небольшой бугор,либо в штиль,либо в несильный попутный ветер в контрсклон.Иначе из-за тыка профиля могут погнуться.А вот с круглыми стойками диапазон гораздо шире.
- Николай Рысухин
- Posts:452
- Joined:18 Nov 2008 20:28
- Location:Жуковский
- Contact:
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Как бы и инерция тоже тут не совсем. Ну, мы конечно все поняли, что ты имел в виду импульсfaiwer wrote:Слово "момент" лишнее. В плане физики я безграмотен и безнадёжен. Признаю. Уели

Только вот дело в том, что в разных умных статьях полно всяких терминов.
Вот я прямо даже не знаю, как бы дальше сказать, чтобы и никого не обидеть, и все поняли правильно. Вот, придумал. Я расскажу немного о себе. Я закончил технический ВУЗ, не самый скажем поганый, факультет с авиационным уклоном. То есть у нас спецкурсы были и по аэродинамике, и по динамике полета, и по ТАУ. И мы даже зачеты по ним сдавали. Правда сейчас при работе эти знания не применяю, поэтому многое подзабылось.
Так вот. Я, если честно - не возьмусь даже просто внимательно прочитать вышеприведенную статью про экранопланы. Потому что у меня много времени уйдет, чтобы вспомнить терминологию, понять что там вообще написано.
А уж о том, чтобы на основании статьи делать выводы применительно к полету дельтаплана - даже пытаться не стану, у меня просто нет достаточно знаний и опыта в этой области.
chuffed88 wrote:Не, так человек может ориентироваться по теням.
Блин, и зачем я все это пишу? Все равно никто не читает...Попробуйте полетать среди бескрайних сугробах в условиях бестеневого освещения.
Товарищи, ну я же не просто так, от балды пример привел, а?
Бестеневое освещение зимой, в пасмурную погоду, означает только одно. Летишь и нихрена не видно. Все кругом бело-серое, только деревья вдали видны, село, старт с лебедкой. А потом вдруг раз и ты в сугробе, вот и все.
И это не я один такой талантливый, другим тоже экранный эффект не очень помогал.
-
- Posts:722
- Joined:07 Dec 2009 08:40
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Насчет сугроба-это точно.Если высоту еще можно как-то на свежевыпавшем снегу определить глядя вбок,то летящий согласно Энштейна на тебя сугроб-почти не заметен.Тем паче что летишь на минимальной высоте на большой скорости.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Может я не понимаю о чем речь, но влияние экранного эффекта на дельтаплан можно увидеть очень просто. Разбегаешься с дельтом без подвески с горки высотой метров в 10 и отпускаешь его в свободный полет. В штиль желательно. Или в слабый ровный ветерок. У нормально сбалансированного аппарата полет выглядит так: вначале планирование вниз по траектории качества аппарата, а у земли метрах на 2-х до спидбара дельт поднимает нос, выравнивается , скорость замедляется, аппарат летит почти горизонтально ,потом, снижаясь, касается ручкой земли ну и втыкается носом. Если бы экранного эффекта не было, то дельт бы не выравнивался, а так и шел бы до земли по траектории качества.
Когда делали дельты сами, всегда так проверяли баланс и настройку.
Когда делали дельты сами, всегда так проверяли баланс и настройку.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Звучит разумно. Не прикопаться. Но, ИМХО, тоже самое и с сугробами.А уж о том, чтобы на основании статьи делать выводы применительно к полету дельтаплана - даже пытаться не стану, у меня просто нет достаточно знаний и опыта в этой области.
Звучит более, чем логично. Земли не видно. Страшно. Выпихиваете ручку заранее. Я бы тоже так поступил. В конечном счёте пропускаете момент срыва и бахаетесь без скорости на пузо. Разве это как-то опровергает или подтверждает ЭФ?Как только потерялся - начал снижать скорость. Пересилить себя и сохранить повышенную скорость не смог - страшновато. Как только ноги задели снег, пихнул ручку. Естественно, получилась посадка с торможением брюхом об сугроб.
Другая цитата:
Если зарыться трапецией в землю на повышенной скорости (когда должен наблюдаться ЭФ), то сугробы могут уже и не спасти. Нехилый такой удар получается. Я так полагаю, что все пилоты заходили уже на пониженной скорости, в следствии всё того же страха.Однако, во время полетов других товарищей заметил одну особенность: многие мазали мимо земли на посадке.
Иногда - пытались выпихнуть на 2-х метрах, иногда - зарывались трапецией в землю. Объясняли тем, что земли не видно.
А вот цитата от Александра Безрукова:
уже интересна. Но тоже мало о чём говорит. Ведь никто же не утверждает, что ЭФ может справиться с чем угодно. Быть может Александр сильно перетопил ручку. В качестве примера - учесть этот случай стоит, а как пладцарм для далеко идущих выводом, ИМХО, нельзя. К тому же понятие большой горизонтальной скорости расплывчатое. Скажем 30км\ч это много или мало? Для неожиданного втыкания в землю даже очень много.А я в прошлый свой выезд, в результате бестеневого освещения решил, что высоты ещё метра два, и в этот же момент врезался в снег с большой горизонтальной скоростью. Руки убрать успел и поэтому сломал только стойку.
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Придумал простенький идиотский эксперимент, который всё равно никто проводить не будет, ибо слишком много мороки.
Суть заключается в том, чтобы натянуть легко-рвущуюся цветную ленту на большом расстоянии. Нятянуть до около прямого состояния. На высоте метров в 40. Задача - спикировать на неё и пролететь вдоль. Если в процессе пролёта пилот задевает ленту, считай что на земле, проснулся бы в больнице. Если взмыл больше чем на 40см от неё вверх, или же летал зигзагами, то получается, что филигранности управления таки не хватает, не хватает
Женя, твои эхолокаторы готовы для теста?
Суть заключается в том, чтобы натянуть легко-рвущуюся цветную ленту на большом расстоянии. Нятянуть до около прямого состояния. На высоте метров в 40. Задача - спикировать на неё и пролететь вдоль. Если в процессе пролёта пилот задевает ленту, считай что на земле, проснулся бы в больнице. Если взмыл больше чем на 40см от неё вверх, или же летал зигзагами, то получается, что филигранности управления таки не хватает, не хватает

Женя, твои эхолокаторы готовы для теста?

Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Наверно все-таки сантиметров? (вообще-то авиационные специалисты все размеры обозначают в миллиметрахfaiwer wrote: На высоте метров в 40.

Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Нет, не см. Именно метров. Чтобы и духу экранного эффекта не осталосьНаверно все-таки сантиметров?

Ну пусть будет 40 000 мм


Re: Об экранном эффекте замолвите слово
Позволю себе отметить что в мм рассуждают инженеры, а летно-под'емный состав использует метры.sergDubna wrote:Наверно все-таки сантиметров? (вообще-то авиационные специалисты все размеры обозначают в миллиметрахfaiwer wrote: На высоте метров в 40.)
...shit happens...
Re: Об экранном эффекте замолвите слово
А штурманА - мили и градусы. 

Last edited by sergDubna on 19 Feb 2016 13:21, edited 1 time in total.