Почему и как летает дельтаплан

Не вдаваясь в дебри аэродинамики, обясним все буквально "на пальцах"... Итак.
Что держит в воздухе любой летательный аппарат (ЛА)?

Летательный аппарат держит в воздухе подъемная сила.

Откуда она берется?

Коротко говоря, от движения ЛА, обладающего крылом определенной формы  в воздушной среде, т.е. относительно воздуха. Движение в воздушной среде не может происходить само по себе и всегда является следствием приложенной силы.

Что же может быть источником такой силы?

Вы ответите - "двигатель", и будете правы. Двигатель, отталкиваясь от воздуха или реактивной струи, в зависимости от его конструкции, заставляет ЛА двигаться вперед.

Однако, как же движется в воздухе безмоторное крыло, какая сила его движет вперед?

Эта сила не берется из "ниоткуда" она есть всегда и называется силой тяжести или гравитацией. Именно она поддерживает определенную скорость ЛА относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления, на постоянное преодоление которой сила тяжести (а соответственно и запасенная высота) расходуется. Подъемная сила же является прямым следствием взаимодействия поверхности крыла ЛА с набегающим потоком воздуха.

Внимание! Из этого следует самый жизненно важный факт для всех пилотов - Пилот живет скоростью! Если воздушная скорость ЛА будет меньше определенной величины, то генерируемая крылом подъемная сила не сможет нести суммарный вес пилота и ЛА, что неминуемо приведет к падению.

Конечно, все не так страшно. Конструкции серийных дельтапланов и парапланов предусматривают автоматический выход из опасных ситуаций без вмешательства пилота или частичное предотвращение попадания в такие ситуации (в общем случае это называется устойчивостью). Однако за грубые ошибки пилотирования надо платить, и этой платой является потеря определенного количества времени и высоты, пока ЛА не восстановит нормальный (так называемый, балансировочный) режим полета. Отсюда опять-таки следует две вещи: первая - Чем выше тем безопаснее, и вторая (как дополнение к первой) - на малых высотах полета пилот должен быть предельно внимательным и недопускать грубых ошибок.


Небольшой итог

 

Пилот разгоняет ЛА до минимальной полетной скорости для данного ЛА или даже немного больше (для гарантии). После чего делает управляющее движение на отрыв ЛА от земли. В полете же пилот постоянно контролирует скорость, чтобы она никогда не упала меньше, чем минимальная полетная скорость. Вот в общем-то и все, хотя нюансов великое множество.

 

Теперь еще несколько слов о скорости. Отметим, что речь идет только о воздушной скорости, относительной скорости крыла и воздуха, который его обтекает. Эта скорость не зависит, от того "по ветру" или "против ветра летит ЛА". Мало того, в полете эти фразы ("по" или "против") просто абсурдны. ЛА всегда летит относительно воздуха в независимости от того в какую сторону и с какой скоростью движется сам воздух. Вы можете легко представить это наблюдая за моторной лодкой на реке. Относительно воды лодка будет двигаться с одинаковой скоростью в независимости от  того по или против течения будет лежать ее курс. Относительно же берега такая лодка будет двигаться с разной скоростью (по течению - быстрее, против - медленнее).  В нашем случае вода - это воздух, а берег - поверхность земли.

 

Тогда почему же пилот взлетает и заходит на посадку всегда против ветра?

Причина этому проста. В безмоторном варианте мы имеем лишь ноги вместо шасси и можем двигаться (бежать) по земле со скоростью не быстрее чем 7-8 м/с.
Встречный ветер на взлете и посадке уменьшает скорость относительно земли и сокращает дистанцию для взлета и посадки (длину взлетно-посадочной площадки). В добавок к этому взлетная (воздушная) скорость, скажем дельтапланов как раз имеет величину 6-8 м/с. Из это следует, что с попутным ветром у пилота просто "не хватит ног" для разгона крыла. Поскольку взлетная скорость данного ЛА относительно воздуха всегда постоянна, то если вы попытаетесь взлететь с попутным ветром, скажем 6 м/с на дельтаплане, минимальная скорость которого 8 м/с, вам надо будет набрать скорость относительно земли 6+8=14 м/с (а это, между прочим - 50,4 км/ч!).

 

Да кстати, если у вас вместо ног будут шасси, это вовсе не значит, что можно садиться в любом направлении. Даже большие самолеты, посадочная скорость которых намного больше возможной скорости ветра, никогда не нарушают этого правила: Взлетать и садиться только против ветра!

 
Как и где научиться летать
Параплан или дельтаплан - что выбрать?
Конструкция и схема дельтаплана
Советы по покупке дельтаплана
Почему и как летает дельтаплан
Воздушные потоки (потоки обтекания и термические потоки)
Соревнования и рекорды
Погода и летные условия
Чертежи дельтаплана
 




О сайте :: Письмо админам